Универсальный дизайн в России (на примере создания безбарьерной среды в дорожной инфраструктуре города Москвы)

 

Чистый С.В., вице-президент Национального

благотворительного фонда «Город без барьеров»

 

Универсальный дизайн в России

(на примере создания безбарьерной среды

в дорожной инфраструктуре города Москвы)

 

Я заранее хочу извиниться перед таким авторитетным архитектурным сообществом, которое собралось в этом зале за то, что в моём докладе речь пойдёт не об объёмах и пространствах, с  которым, как говорил на одной из своих лекций Чобан, должна работать архитектура, а о массе мелочей, которые собственно и создают атмосферу города, его уют, комфорт и неповторимую ауру. Я буду говорить об ниверсальном дизайне и не только о нём.

 

В последнее время во многих городах наблюдается увеличение объема реализуемых программ благоустройства и дорожного строительства. Однако при их анализе, становится совершенно очевидно, что количественное наращивание инвестиций в городскую инфраструктуру рано или поздно сталкивается с проблемой качества таких инвестиций. Качества, прежде всего, с точки зрения учёта гуманитарного и социального факторов.

 

Качество инвестиций в городскую инфраструктуру

Основными чертами качества современного этапа развития городской инфраструктуры являются: учёт социального фактора, экологичность, энергосбережение, сохранение исторической среды. Но с 26 сентября 2012 г., после вручения на генеральной ассамблее ООН грамоты о ратификации Российской Федерацией конвенции ООН «О правах инвалидов» к числу этих парадигм прибавилось ещё одна – создание доступной среды для маломобильных групп населения, что в мировом сообществе получило название универсального дизайна или дизайна для всех.

Инвестиции без учёта этих аспектов воспринимаются населением как акт враждебного, недружественного поглощения привычной жизненной обстановки агрессивной внешней средой, разрушающей основы его традиционного уклада.

Буквально несколько слов о том,

Что такое универсальный дизайн.

Это организация пространства, обстановок, программ и услуг, призванные сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна для каких-либо целевых групп. (Рон Мейс основатель теории и практики Универсального дизайна.)

 

Принципы Универсального дизайна в градостроительстве.

Слайд 3

1. Равенство в использовании людьми с разными физическими возможностями.

2. Гибкость в применении, т.е. дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

3. Проста и интуитивная доступность любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

4. Легко воспринимаемая информация, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя и эффективные подсказки

5. Допустимость ошибки, когда сводится к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.

6. Минимальное физическое усилие, когда потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться окружающей средой,

7. Габариты и конфигурация пространства удобные для подхода, доступа, манипуляций и использования любым человеком, не зависимо от его роста, фигуры или степени подвижности.

 

Как много тех, для кого необходим универсальный дизайн?

Слайд 5

Привожу данные для России:

  • 11% населения жизненно заинтересованы в безбарьерности. Это прежде всего инвалиды.
  • 30% населения рассматривает безбарьерную среду, как необходимую поддержку в жизни. Это люди пожилого возраста (17%), дети в возрасте до 4 лет в сопровождении взрослого (7%), люди с временными ограничениями мобильности (6%).

Первые две группы составляют около 41 % населения страны или 58 млн человек!!!

  • Наконец, для 100% населения безбарьерная среда даёт просто улучшение комфорта проживания и передвижения.

 

В Европе масштабные работы по адаптации среды для инвалидов начались с конца 80-х начала 90-х г.г. прошлого века после проведения в 1981 г. – года инвалида и принятия в 1982 г. Генеральной ассамблеей ООН Всемирной программы действий в отношении инвалидов (резолюция 37/52 от 03.12.1982 г.). В России, несмотря на то, что современная нормативная база в этой сфере действует уже более 20 лет (ВСН 62-91 и СНиП 3501-2001), только в Москве несколько лет назад была начата масштабная работа по реализации положений Конвенции ООН.

Вместе с тем анализ такого «залпового» подхода показывает, что эффективность использования средств низкая. И как показывает мировой опыт, столь высокие темпы работ по созданию доступной среды, имеют и свои отрицательные стороны, Вот только некоторые из них, применительно к проблематике ремонта и благоустройства городских территорий и общественных городских пространств:

— использованные решения и, особенно, материалы, к сожалению, часто не переживают даже одной зимы. По оценкам экспертов нашей ассоциации, – более 40% элементов адаптации утрачивают в существенной части свои потребительские свойства в течение двух – трёх лет;

— некомплексный подход к адаптации городских территорий и кварталов нивелирует ценность проделанной работы.

— выполнение мероприятий по адаптации, как самостоятельных работ повышает стоимость решения данного вопроса, по оценкам экспертов до 10 раз;

— эстетический уровень применяемых решений, особенно в адаптации дорожно-транспортной сети, вызывает раздражение жителей;

— многие из применяемых решений по адаптации среды для инвалидов сами становятся местом повышенного травматизма, особенно в зимнее время.

Можно выделить следующие причины, повлекшие возникновение данной ситуации:

  • низкое качество проектирования безбарьерной среды. Главная причина низкого качества проектирования безбарьерной среды — недостаток квалификации проектировщиков и строителей в этой области. Целевая переподготовка архитекторов по данному направлению практически не осуществляется. С сожалением приходится констатировать также неэффективность многочисленных мероприятий по обучению специалистов для целей создания безбарьерной среды, проводимыми органами социальной защиты, как правило, для своих же сотрудников, а не для тех, кто создаёт безбарьерную среду – строителей и проектировщиков.

 

Пример

в Москве специалистами Национального благотворительного фонда «Город без барьеров» — ассоциированного члена рабочей группы Европейского союза по доступной среде были проверены ряд проектов 2011 и 2012 г.г, на благоустройство знаковых парков и площадей Москвы, выполняемых по городскому заказу членами нашей ассоциации. По всем имеются настолько существенные замечания, что в случае их реализации в неизменном виде, работы по адаптации пришлось бы проводить за дополнительные средства в течение достаточно продолжительного времени.

***********************************************************************

  • низкое качество работ по созданию безбарьерной среды в новом строительстве и реконструкции транспортно-пешеходной инфраструктуры и территорий. Это означает, что новые барьеры каждый день создаются индустриальным способом по типовым и нетиповым проектам. А подавляющее большинство новых и реконструируемых объектов сдаются с существенными и многочисленными отклонениями от действующего 35-го комплекса строительных норм и правил по безбарьерности.
  • отсутствие в городе (в отличие от Европы) профессионального координационного органа по созданию безбарьерной среды.

 

Справка.

В своё время в Москве была отвергнута идея создания специализированной инспекции по этому вопросу. Считалось, что существующие контрольные органы способны решать эти вопросы. Но опыт нескольких лет в этом отношении – негативный по признаку полученного результата. Ничего не дала и проводимая в последние 3 года процедура согласования технических заданий на проектирование с Департаментом социальной защиты населения, поскольку на стадии проекта и рабочей документации, а тем более при приёмке работ, фактически никакого квалифицированного контроля по вопросу доступной среды не происходит. Кадровый потенциал для этого отсутствует. Да и предметом проверки является соответствие работ проекту, а не действующим нормам.

 

Вопрос качества адаптации городской среды ставится в различных программах Правительства Москвы и звучит с высоких трибун уже более 5 лет. Однако ничего не делается для преодоления данной ситуации. Очевидно, что Департамент социальной защиты населения, как координатор программы создания доступной среды, не владеет необходимыми для этого рычагами.

 

В большинстве европейских городов сформированы профессиональные общественные организации по адаптации городской среды для инвалидов, как правило, при государственных органах, ответственных за развитие городов и строительного комплекса. Наверное, можно надеяться, что и в Москве равно как и в большинстве других российских городов рано или поздно лидерство в деле создания безбарьерной среды на принципах универсального дизайна перейдёт к профессиональному проектному и строительному сообществу.

Слайд 10

Для этих целей Европейской комиссией в рамках постоянно-действующей конференции «Еврогорода» была создана специальная рабочая группа по вопросам адаптации городской среды для инвалидов «City for all». Эта группа объединяет более 80 городов Европы, которые хотят и решают данные вопросы на систематической основе. Эта группа стала своеобразным мозговым центром всей практической работы в Евросоюзе по данному направлению.

От Российской федерации ассоциированным членом этой рабочей группы (статус для страны, не состоящей в ЕС) является Национальный благотворительный Фонд поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров». На нашем сайте «f-bfc.ru» Вы сможете найти лучшие и худшие практики Европы и России и все интересующие Вас документы, материалы, механизмы, получить консультацию.

 

Создание доступной среды

– это крупнейший и новый для нашей страны инфраструктурный проект.

 

Учиться приходится «на ходу». Много ещё неизвестно. Например, сколько стоит сегодня именно качественная безбарьерная среда?

 

А сколько стоит адаптация уже созданной кем-то барьерной среды?

И проще всего сделать это на примере для конкретной территории.

 

Расчёт стоимости работ по комплексной адаптации городской среды

для инвалидов района Крылатское (Москва)

 

Виды объектов

Ед. изм. Кол-во Стоимость адаптации 1-го барьера Всего расходов

.

в млн руб

Квартиры инвалидов-колясочников

шт.

31

4,0

124,0

Подъезды

шт.

1 450

4,0

5 800,0

Дворы в жилой зоне по 2 гектара

шт.

50

8,0

400,0

Тротуары

м.

62 000

0,004

248,0

Переходы (в том числе ограждения)

шт.

1 200

6,0

7 200,0

Съездов с тротуаров на внутриквартальные подъезды

шт.

4 000

0,04

160,0

Отдельно стоящие социальные объекты (школы, детские сады, медицинские учреждения, органы власти, торговые центры, рестораны, спортивные сооружения)

шт.

32

16,0

512,0

Итого    

 

14 444,0

 

Учитывая, что район занимает около 1 тыс. га, удельные объёмы инвестиций, рассчитанные на основе специально выполненного проекта комплексной адаптации района Крылатское в Москве, будут составлять около 14 млн. руб. на гектар территории жилой застройки.  И в этих цифрах только часть затрат. Например, нет расходов на адаптацию транспорта и квартир других категорий инвалидов, кроме колясочников.

При работе над этим проектом авторы нанесли точки проживания инвалидов на карту, прорисовали основные маршруты их движения к социально-значимым объектам, магазинам, метро и т.д. Если применять принцип – адаптировать всё подряд – то расходы столь велики, что непосильны даже для такого богатого по Российским меркам города, как Москва. Для Москвы в целом — это примерно два годовых бюджета города.

Поэтому можно с улыбкой воспринимать реляции на тему – что, мол мы решим эту проблему на 3-5 лет.  Или будет решение соответствующего качества.

В этой ситуации целесообразно ставить вопрос о поиске другого решения по снижению затрат на адаптацию среды для инвалидов, о принципах политики и этапах создания доступной среды, о направлениях эффективного вложения средств для решения данных задач.

Например, в качестве одного из вариантов такого решения можно предложить сделать адаптированные для инвалидов так называемые «транспортно-пешеходные коридоры». Затем адаптировать только пути от квартир инвалидов и от социально значимых объектов до этого коридора. Это позволило бы снизить расходы на адаптацию в 5-6 раз, но сохранить принцип комплексности адаптации территории. Есть и другие решения.

Но надо помнить, что аксиомой является то, что специально адаптировать городскую среду стоит на порядок дороже, чем не создавать барьеров при новом строительстве и благоустройстве.

 

Воспроизводство барьеров и адаптация среды

 – это гонка с известным исходом?

Наверное, ответы на этот вопрос оптимиста и пессимиста будут разными.

Для начала, давайте подумаем: сколько стоит безбарьерная среда при новом строительстве и ремонте общественных пространств города?

Точка зрения оптимиста:

А сколько стоит не создавать барьеры?

По расчётам наших немецких коллег, удорожание строительства составляет 2,84% если заниматься доступностью на стадии проектирования. Например, сколько стоит не строительство пандуса, опускание лифта сразу на отметку уровня тротуара? Но это создаёт качественно более комфортную среду для всех!

 

Структура расходов на создание  безбарьерной среды при новом строительстве.

Среднее значение по видам объектов

Подготовка территории

Ванная/туалет

Проемы

Восприятие

Всего

В     п р о ц е н т а х

ДЗ КВ ДЗ КВ ДЗ КВ ДЗ КВ ДЗ КВ
Общественные сооружения

86

2.5

12

0.28

1

0.01

1

0.03

100

2.82

Жилые дома

72

2.44

21

0.70

6

0.20

1

0.03

100

3.36

Рабочие места

81

0.56

12

0.08

1

0.01

6

0.04

100

0.69

Среднее значение (всего)

78

2.2

17

0.50

4

0.12

1

0.03

100

2.84

ДЗ – доля в общих затратах на адаптацию.

КВ – прирост стоимости СМР на адаптацию.

 

А как обстоят дела с новым строительством и ремонтом в реальности?

Точка зрения пессимиста. Рассмотрим это на примере адаптации дорожно-транспортной инфраструктуры, которая является стержнем, связующим звеном всей работы и «лицом» города по созданию безбарьерной среды. И это направление несёт на себе все черты перечисленных выше «болезней».

 

Приступая к анализу применения положений СП 59.13330 при создании доступной среды в дорожно-транспортной инфраструктуре, важно понимать, что является объектом для адаптации и какие средства решения проблем предлагаются нам в Своде правил для их разрешения.

 

Таблица 1. Схема анализа доступности дорожно-тротуарной инфраструктуры города

 

Конструктив-ные элементы

Пути движения

Оборудова-

ние

Системы активной навигации и информации

Системы пассивной навигации

Поверхности горизонтальные

Тротуары

Столбы освещения

Таблички тактильные

Тактильные (материалы)

Поверхности наклонные (пандусы)

Переходы наземные

Водосточные трубы

Сервисные обозначения

Контраст

Бордюры

Переходы подземные

Решётки ливневой канализации

Графика

Цвет

Выступающие части и углы зданий

Лестницы (ступени)

Скамейки

Стенды

Свет

Ограждения территории искусственные

Стоянки автомашин

Таксофоны

Акустические системы

Звук

Поручни (перила)

Остановки транспорта

Банкоматы

Тактильные планы

Форма

Деревья и кустарник

Входы в здания

Светофоры

Системы GPRS навигации

Порядок расположения оборудования

Фонтаны

Лифты и подъёмники

Инфоматы

Памятники

Киоски

Знаки

Урны

 

Разрешите проиллюстрировать это на примере Пересечения Комсомольского проспекта и 3-й Фрунзенской улицы.

Для анализа был выбран сложный перекрёсток, в котором от центра исходят 12 полос движения, имеется бульвар, островки безопасности, резервные полосы и сложная инфраструктура инженерных и информационных коммуникаций.

В качестве отправной точки для сравнения необходимо ясно представлять схему идеального перехода.

Схема 2. Идеальная организация зоны понижения уровня тротуара перед переходом.

 

В соответствии и Нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02 (п. 4.4.2.) : «Бортовые камни должны иметь нормативное превышение над уровнем проезжей части не менее 150 мм, которое должно сохраняться и в случае реконструкции поверхностей покрытий.». А в соответствии  с ГОСТ 666-81 «Камни бортовые» высота надземной части бортового камня составляет 20 см. Учитывая сложившуюся практику в городе и фактическое состояние на данном участке была принята нормативная высота бортового камня в 20 см.

В этом случае, начало зоны перехода начинается с укладки тактильной плитки с конусообразными рифами, которая предупреждает о начале понижения уровня тротуара. В соответствии с п. 4.1.10 такие предупреждающие тактильные средства следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения входа и т.п. Затем следует зона понижения из расчёта 1/10 с учётом относительно стеснённых условий сложившейся застройки Комсомольского проспекта. При остаточной высоте перепада между дорожным полотном и пониженным бордюрным камнем в 1,5 см (п.4.1.8.) необходимо понизить уровень тротуара от 20 см до 1,5 см. т.е. на 18,5 см. Длина такого пандуса должна быть от 1,85 до 2,22 м. В данном примере мы взяли максимально допустимую величину уклона 1/10.

После окончания пандуса внизу следует 80-и сантиметровый горизонтальный участок, свободный от тактильных указателей. Существует два аргумента для выполнения такой зоны. Образно выражаясь – взгляд при движении снизу вверх и наоборот.

Взгляд «снизу». В соответствии с п. 4.1.10 тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, следует размещать за 80 см до начала опасного участка, каковым, бесспорно, является пандус. При движении от пешеходного перехода к такому пандусу тактильная полоса размещается  за 80 см.

Взгляд «сверху». Такая «нейтральная» зона необходима для обеспечения безопасности при выходе с пандуса к переходу. А в соответствии с п. 4.1.15 следует предусматривать свободную зону в нижнем окончании пандуса не менее 1,5*1,5 м, а в зоне интенсивного движения 2,1*2,1 м. Применяемые размеры полосы свободного пространства (0,8 м) при соблюдении ширины всего пути движения — 2 м является своеобразным компромиссом применения этой нормы на тротуарах.

Далее следует 60 см тактильная полоса с продольными рифами и опять 80 см участок перед непосредственно выходом на дорогу.

Таким образом, общая длинна зоны понижения уровня тротуара перед переходом должна составлять как минимум 5,45 м. Вопрос в том, как реализовать действующие нормы СП 59.13330 в условиях сложившегося города и его узких тротуаров. Но об этом говорится ниже.

Вернёмся к анализу реальной ситуации, обратив внимание на типовые ошибки при адаптации таких переходов.

 

Разрешите проиллюстрировать это на примере одного «близкого» ко всем нам объекта — Тверской площади.

 

 

Так, в Москве практически все префектуры округов в 2012 г. отчитались о выполнении программы адаптации дорожно-тротуарной сети в районе социально-значимых объектов. Трудно сказать, входило ли в число этих объектов и в эту программу адаптация Тверской площади и фрагмента Тверской улицы рядом и напротив здания Правительства Москвы. Ни адресный список объектов, ни отчётов не публиковалось. Это знаковое место интенсивно реорганизовывалось два года подряд. Однако в результате оно и в настоящее время не может быть отнесено к территориям с доступной средой для инвалидов ни по соответствию действующим нормативным документам, ни разумным требованиям универсального дизайна. К основным замечаниям по этому объекту относятся следующие:

  • отсутствие следов адаптации на стороне здания Правительства Москвы (не адаптированы переходы через проезжую часть, нет тактильных наземных указателей. Существующий в одной стороны узкий панду, скорее, можно отнести к элементам повышенной опасности, чем доступной среды) фото 1 и 2;
  • края тротуара сливаются с дорогой и окружающей застройкой)  фото 1,2, 4,7,9,
  • подземный переход имеет травмоопасные элементы – окончание поручней и ступени на выходе; фото 3,4,5,
  • поручни выполнены без необходимого завершающего горизонтального участка в 30 см после края последней ступени лестницы (это очень важно, т.к. нет точки опоры при спуске с последней ступени); фото 3.4.5.
  • тактильные средства информации около подземного перехода вместо 0,8 м от препятствия уложены вплотную, что создаёт ложное представление у слепых о расстоянии до опасного участка; фото 3,
  • ступени лестницы имеют различную высоту; фото 5
  • имеются опасные для всех одиночные ступени на путях движения ненормативной высоты; фото 3
  • боковая поверхность первой и последней ступеней не выделены контрастным цветом; фото 5
  • препятствия на пути движения (будки, столбы, киоски и др.) не выделены ни тактильными, ни цветовыми индикаторами, ни поручнями и по своей окраске сливаются с окружающим фоном; более того, часть направляющих тактильных указателей прямо указывают на проход «в глухую стену» киоска электронной оплаты услуг; фото 1,2,7,8,9,
  • территория сквера вокруг памятника и фонтана не содержит достаточных элементов навигации для плохо видящих, более того, имеются ступени ненормативной высоты (около 5 см при норме 12-15) выполненные из плит того же качества и цвета, что и основное покрытие участка; фото 10,
  • не оборудованы и не отмаркированы места отдыха для инвалидов, площадки для отдыха находятся на путях движения, а не с в специально созданных для этого карманах;
  • столбики ограждения тротуара окрашены в серый цвет и сливаются с асфальтом и в тёмное время суток могут быть опасны для плохо видящих людей;
  • нормативная ширина тротуара между сквером и боковым проездом не соответствует по ширине требованиям встречного передвижения колясочников с учётом тактильной маркировки опасной зоны в местах расположения столбиков ограждения, не смотря на наличие достаточного пространства для этого;
  • отсутствует доступная информация о данной территории и так далее и так далее.

Любопытно, какое решение примет балансодержатель территории? Оставить всё, как есть или «адаптировать» третий раз? У нас имеется по этому поводу конкретное предложение – создать безбарьерную среду за счёт лиц, принимавших конкретные решения, начиная с утверждения технического задания на проектирование.

В случае, если остальные объекты адаптированы на таком же уровне, то пора уже ставить задачу адаптации адаптированных объектов. Где эти контрольные и надзорные механизмы? Где эти позитивные и негативные стимулы? Система не работает на создание доступной среды. Строительная индустрия массово создаёт всё новые и новые барьеры, а за ней кто-то с лопатой старается изо всех сил что-то адаптировать. Почему же тогда такая уверенность в том, что пролонгация тех же механизмов в очередной программе приведёт к иному и позитивному результату?

 

Завершить нам бы хотелось на том, что приступая к созданию безбарьерной среды надо каждому себя спросить: является ли цель, которую мы должны достичь по созданию безбарьерной среды,  нашей обшей целью??? Ответа на этот вопрос у нас пока нет..

 

 

 

ФОТОГРАФИИ

1.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

10

 

 

 

 

 

 

Комментарии закрыты, но trackbacks открыты.